Вспоминаю случай из педагогической практики. Проректором по учебной работе в институте назначили молодую и активную барышню. Эта барышня почему-то решила, что до неё здесь ничего не делалось правильно. В частности, со своим методистом они решили предложить собственную структуру образовательной программы и ввести её в директивном порядке. Структура оказалась, на самом деле, неграмотной. Жаль, что мои коллеги, доктора и кандидаты наук, её "проглотили", чтобы не "связываться". Я не смог, поскольку ошибки были грубейшие, свидетельствовавшие об элементарной методологической неграмотности. Пошёл и пояснил авторам всё открытым текстом. Они молчали. От меня, во всяком случае, отстали. Про других не интересовался. Я делал свои программы так, как считал нужным.
Этот случай говорит о том, что требования к программе можно "накрутить", надумать и она внешне может показаться "приличной", но ошибки программы обычно связаны не с тем или иным набором требований, позиций, пунктов и т.п., а с методологической, аналитической неопытностью и незнанием. В одной консультации обо всё не расскажешь, но обратить внимание необходимо. Это первое и главное. Без методологической грамотности любая образовательная программа будет рыхлой.
Далее обращу внимание лишь на некоторые моменты.
Программа должна быть ясной и понятной для читателя, возможно. её потенциального участника. Таким должен быть и русский язык программы. Без наукообразных умствований.
Программу можно разделить на три смысловых блока. Блок 1: пояснительная записка (введение), где раскрывается актуальность программы, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты обучения по программе. Это — как минимум. Но можно расписать пояснительную записку и подробнее. Зависит от объёма программы, рабочая она для педагога или официальная (для утверждения), других обстоятельств. Блок 2: собственно содержание программы (содержание образования) по разделам и пунктам. Этот блок тоже можно расписывать с разной степенью подробности. Блок 3: библиография. Она должна быть существенной и грамотно описанной. По каждому из блоков можно говорить специально, но в другой раз.
Основа содержания образования: представить в логической последовательности (поэтапно), какими знаниями (фактами, понятиями), умениями (видами деятельности), мировоззренческими ценностями овладеет участник образовательной программы, в каких формах организации образовательного процесса (лекции, экскурсии, дистанционно и проч.).
Всё должно быть предельно конкретно, без "педагогического трезвона".
Отдельные позиции можно детализировать, но главные позиции раскрыты.
В связи с тем, что образование вышло за рамки школы или университета и образовательный процесс организуется и на предприятиях, и в других социальных институтах, везде требуется составлять образовательные программы. И делать это нужно не "на коленке", а грамотно.
Вроде бы сказано о простых и понятных вещах, однако приходится сталкиваться с ошибками уже на уровне исходных представлений о том, какой же быть образовательной программе.
Похожие статьи:
Главшкола → Что значит "от печки" для содержания образования?
Cui prodest? Педагогическая политология → Расширение возможностей. Давос 2018 о типе будущего образования
Главшкола → Шапка режиссёра
Пикейные жилеты считают → Какими будут самолёты в 2030 году
Главшкола → Детский садик и школка: сделаем модельку?