ГлавнаяСтатьиПикейные жилеты считаютЕсли бы я был немцем
Разделы статей

Если бы я был немцем

22 мая 2015 - Сергей Пимчев
Если бы я был немцем
... Всякий, кто беден, сам в этом виноват.
Гуго Карлович Пекторалис
Не вижу в этом ничего плохого. Даже больше интересного и полезного. Потому что не соглашусь с документальным триллером Николая Семёновича Лескова "Железная воля", из которого следует, что каждый немецкий инженер по имени Гуго Карлович Пекторалис, выписанный с машинами в Россию, обязательно на спор объестся блинами и по этой причине, так сказать, помрёт. Но, вообще говоря, чтобы такое дело исключить полностью, то интеграцию с Европой (в интересах обеих сторон) следует проводить взвешенно и с оглядкой. И наша сфера образования не является исключением, поскольку складывается ощущение, что реформы в ней идут под большим влиянием какого-то Гуго Карловича. Между тем...
Единственная реформа, в которой, кажется, больше всего нуждается российское образование в данный момент, это мораторий на реформы. А лучшей инновацией стали бы контрреформы. Именно такая мысль закрадывается при  чтении коллективной монографии "Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов" (авт. колл.: Б.Л. Вульфсон и др. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 448 с.). Но не авторы тому причиной. Они - специалисты в обрасти сравнительной педагогики, сотрудники научной школы мировой известности - Института теории и истории педагогики Российской академии образования (сейчас: Институт стратегии развития образования РАО). Предмет их исследования в книге - кризис и реформы образования в конце ХХ - начале ХХI вв. в ведущих европейских странах (Франция, Германия, Польша, Чехия). Они крупными мазками рисуют динамичную картину развития образования в Европе. При наблюдении картины зарубежной обращаешь внимание, в первую очередь, на картину домашнюю.
Те, кто довольно долго работает в системе образования, не могут не заметить факт, что новшества нередко как бы сваливаются на голову. Вдруг ни с того ни с сего приучают к непривычному термину или какому-то практическому элементу, либо одновременно к тому и другому. Усиленно насаждают. Потом это "новшество" затухает - возможно, насовсем, или преобразуется во что-то, или спустя время его вновь начинают усиленно культивировать. И происходит это непрерывно в течение четверти века. Так, например, в начале 90-х довольно настойчиво вели речь о введении радикального принципа подушевого финансирования школ. Тогда дело ограничилось разговорами, а спустя 20 лет этот принцип ввели, никого особенно не спрашивая. При этом в период "проклятых 90-х" имела место "шоковая терапия", а ныне мы гордимся "стабилизацией". Образование не стало "услугой" тогда, зато стало таковой сейчас. И о "стандартах образования" - с пафосом рассуждали тогда; сейчас их просто ввели без рассуждений. Значит... Что это значит, уважаемый читатель сделает вывод самостоятельно, хотя его и не обучали по стандартам. Какое-то время назад можно было утомиться от дискуссий на тему, что такое "компетенции". А теперь они институализированы (введены) как инновация, меняющая парадигму отечественного образования, хотя, лично мне, например, это инновацией по отношению к российскому педагогическому наследию, нашей педагогической классике (и в теории, и в практике) не только не представляется, но выглядит как вчерашний день. Ещё можно было бы обратить внимание, что наши домашние авторы таких проектов преподносили нам всё это, как правило, в качестве плода их собственного творческого поиска, с видом Хаджи Насреддина гадая, как же мы жили без этого в прежние годы. Нас учили рефлексии. Растолковывали, что такое диссеминация. Приучают к рейтингам - последнему слову науки в деле объективной оценки результативности: ввёл данные на "входе" - получи процент на "выходе"; с государственным управлением теперь справится карманный гаджет. ЕГЭ не пинает только ленивый.
В результате перманентного плохо обоснованного реформирования разрушается исторически сложившаяся модель школы и тип педагогической культуры. Значит ли это, что им вынесен молчаливый приговор?
Знакомство с содержанием монографии приоткрывает тайну. Аналогичные процессы, оказывается, происходили и происходят в национальных системах образования европейских стран в течение последних 30 лет. Однако, можно обратить внимание, что в каждой стране:
- учитываются особенности развития образовательной системы, которая сохраняет свою оригинальность и отличительные черты. Никто ничего не ломает;
- ведутся широкие публичные дискуссии специалистов по поводу тех или иных нововведений, кажущихся спорными, даже если они уже введены. Достигается возможный национальный консенсус.
Основные теоретические источники инноваций: "европейская модель" образования и американский опыт. Идёт процесс глобализации и связанные с ним унификация и универсализация образов жизни народов и отдельных индивидов, а примером для вестернизации могут служить только родоначальники. Однако...
Монография издана в 2013 году. 2014 год обнажил принципиально иные ландшафты в глобальных отношениях, о которых трудно было предположить даже специалистам-политологам. События в Киеве стали спусковым крючком. Явление идиллической глобализации перестало быть фактом. На сцене мировой жизни вновь заявило о себе первенство национальных интересов и характер той или иной цивилизации. Полагаю, если бы монография издавалась в 2015 г., акценты могли бы стать несколько иными. Это значит, что развитие образования пойдёт не по чужим лекалам - пусть даже внешне гладким и стройным, - не по механической схеме, инородной природе гуманитарных систем, а с опорой на собственные педагогические традиции и самостоятельный творческий поиск в контексте стратегических проблем и приоритетов страны и личной жизни граждан России в обозримом будущем. Пути развития национальной школы России вновь становятся актуальной темой для профессионального и общественного обсуждения.
... А Пекторалиса зря сгубил Николай Семёнович. Что с его машинами делать?

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияРостислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва

НовостиПедагогический саммит Россия–Польша в Гжели

НовостиПисьмо Президенту

Пикейные жилеты считаютПоезд идёт на Восток

Пикейные жилеты считают"Проложить дороги там, где их не было". Полёт китайского Дракона

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.