ГлавнаяСтатьиГлавшколаПокажи мне, как ты фотографируешь...
Разделы статей

Покажи мне, как ты фотографируешь...

31 января 2024 - Сергей Пимчев
Покажи мне, как ты фотографируешь...
Покажи мне, как ты фотографируешь, и я скажу, кто ты.
… Знакомые показывают кипы фотографий из отпуска. На каждой первой фотографии — их драгоценные персоны. Нет ничего скучнее делать вид — чтобы не обидеть, — как это "увлекательно", как "интересно"… Наверное, и такой примитивный жанр имеет право на существование, иначе, какой ерундой тогда наполнять блоги и персональные сайты? Как иначе ещё человеку поверить в свои творческие силы? Как развить своё воображение?
Можно иначе. Если, конечно, ты хочешь, чтобы твои фотографии смотрели — задумавшись, чтобы во взглядах был — вопрос, чтобы тело человека от какой-то фотографии — замерло.
Надо учиться у мастеров.
Павла Кривцова специально не буду представлять. О нём прочтёте подробный очерк писателя Алексея Тимофеева в интернет-газете "Столетие":
https://www.stoletie.ru/kultura/blagaja_vest_pavla_krivcova_176.htm
Сейчас все много фотографируют — нет проблемы технически. Поездки, экспедиции, проекты, экскурсии… Некоторые до устали нажимают кнопку гаджета и потом мучаются, что делать с кучей фотографий. Скажу сразу: в фотографии действует тот же принцип, что в любом деле — сначала подумай, потом фотографируй. Если вы привыкли нажимать кнопку десять раз — остановите себя для начала. Нажмите только один раз на десять. И станет легче жить и дышать. А вот когда вы начнёте думать перед тем, как...
Предлагаю учиться фотографировать.  Учиться у маэстро Павла Кривцова. Педагог может организовать изучение фотографий с любой категорией учащихся школы и университета. Всем им доступен фотоаппарат, а развитие способности и умения — за ними.
Фотографии можно подобрать, например, здесь:
https://vk.com/album-39699908_172609370
Сделаю только два субъективных наблюдения:
1. Фотографии Павла Кривцова — не постановочные. Он, как охотник, долго высматривает момент и делает "выстрел". Зрителю нужно разгадать, почему фотограф выбрал именно такое мгновение.
2. Наша жизнь состоит из таких мгновений — их миллиарды. Вопрос только в том, что именно видим мы. Каждое мгновение о чём-то говорит. Говорит именно вам. Именно случайное мгновение. Как случайная волна на озере скажет знающему человеку, что там произошло. Так и мгновение расскажет о — невидимом. О чём?
После тренировки в разгадке фотографий Павла Кривцова покажите, на что способны вы. Сделайте мгновение. Догадаются ваши зрители, о чём вы хотели рассказать?

Алексей Тимофеев написал свой отзыв на данный отзыв, который я с удовольствием публикую. Он тоже поможен глубже понять секреты мастерства Павла Кривцова.

"Дорогой Сергей, спасибо за хорошие слова на твоем сайте! 
Вместе с тем, скажу, что все-таки в материале есть важные оригинальные и, я бы сказал, новаторские  акценты, которые ты не стал подчеркивать, а жаль.
Во-первых, кого снимал бескорыстно Кривцов? Я это в тексте прежде всего отмечаю: "Чтобы оценить сделанное фотографом, приведу такое мнение о российском обществе 1990-х историка, ведущего сотрудника Отдела рукописей РГБ Виктора Ивановича Лосева: «Да, значительная часть народа (может быть, и большая) деградировала, ее национальное самосознание находится не на нуле, а еще ниже… Но в то же время нельзя не видеть, что определенная часть народа (меньшая, конечно) ведет если не святую жизнь, то, во всяком случае, в делах «тьмы» никакого участия не принимает. Бывая на службах в храмах, вижу, как растут приходы численно, а самое главное – увеличивается число молодежи, вставшей на путь православной веры. Какие светлые лица у священников и их помощников, у многих прихожан… Многие бывшие (и не бывшие) коммунисты пришли в Церковь. И это не ради каких-то сиюминутных соображений, а навсегда. Ибо русский человек без веры жить не может. А сколько еще в народе подвижников, которые на своих служебных, рабочих местах, несмотря на страшное глумление, давление и издевательства, продолжают отстаивать государственные интересы России, не дают окончательно рухнуть государству, армии, культуре. Не знаю, сколько в России осталось таких людей, но уверен, что не один миллион и не десять миллионов. И это ядро, при всеобщем распаде, становится все крепче и крепче».
Именно это народное ядро (в их числе был и сам В.И. Лосев) и показывает нам Павел Кривцов. Становится очевидно – кто, вопреки натиску зла, держит рубежи России".
Об этом никто, по-моему, не писал.
Во-вторых, Кривцов не совсем охотник, как ты его называешь, который ловит мгновения. Таких мгновений, как у него, не поймаешь особо. Люди, как правило, не подпускают к себе в такие мгновения незнакомого человека с камерой.
Поэтому Кривцов сам создает свои снимки, привлекая снимаемого к сотворчеству! Это же педагогический момент! И я впервые побудил его раскрыть нам свой творческий секрет.
 
Секрет репортера

– Павел, в 1990-е мне выпала большая удача десять лет работать вместе с тобой в журнале «Слово», готовить номера с твоими фотографиями, наблюдать за твоими действиями с камерой в руках. Однако, на мой взгляд, есть тема, практически не раскрытая в статьях о твоем творчестве, в интервью. Хотя она одна из важнейших. У Ф.М. Достоевского, внимательно следившего за развитием фотографии, есть такие строки: «В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Фотограф изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица». Как же угадать эту мысль фоторепортеру, которому, как правило, на съемку отведено совсем немного времени?
– Иногда у меня образ уже внутри был готов. Потому что до съемки я начинаю размышлять о человеке, представлять его в своем воображении. Могу проснуться ночью, об этом думать. И у меня рождается внутри какое-то желание его снять. Я приезжаю к герою, работаю, но если у меня не получается то, что я хотел, начинаю искать другие варианты.
Как настроить, расположить к себе человека? У меня всегда манера такая была: я приезжал к нему и начинал рассказывать о себе, всю свою жизнь, что меня волнует, где я родился, зачем мне нужно сделать это фото. Человек выслушивал и, как правило, принимал меня, начинал мне доверять.
Ещё один важнейший принцип: когда я работаю с людьми, с любыми, известными или нет, я отказываюсь от своего «я», хочу «раствориться» в человеке, как бы стать им самим…
Некоторые фотографы подчеркивают: у меня свое видение, я диктую свою волю.
 – А я нет.
Конечно, любому человеку хочется оставить свой фотопортрет хотя бы для прямых потомков. Но все же – вот у тебя есть, например, фотография с мощным эмоциональным зарядом: братья Ткачевы, выдающиеся наши художники. Они у тебя запечатлены в святом творческом воодушевлении, обнялись по-братски. Как ты смог подвести этих немолодых уже, незаурядных волевых людей, мастеров своего дела, к такому состоянию?! Так раскрыть? Ты с ними и не дружил близко.
– Сам не знаю, как. Думаю, что своим состоянием я заводил людей, срывал с них внешнее, будничное. У меня ведь задача ставилась показать, чем человек дышит, как бы попытаться его увидеть таким, каким он сам себя, может быть, не представляет! Если во мне был внутренний настрой, то я все делал для того, чтобы это, как говорится, раскрутить.
Есть и еще там важные моменты. Я долго работал над этим материалом, долго размышлял.
Обнимаю.
Алексей".

Я ответил Алексею следующее:

"Алексей, спасибо!
Я твой отзыв разместил прямо в тексте статьи (что-то Комментарии глючат).
Разумеется, с твоими наблюдениями и выводами согласен. Я предложил своё видение для "затравки". Пусть педагог со школьниками сами специально анализируют художественное творчество:
1.Именно фотографию как вид искусства, доступного технически всем.
2.Именно на фотографиях Павла Кривцова.
3.Именно сами творчески подойдут после этого изучения к своему фотографированию.
Дело в том (это к нашему разговору о "суверенитете"), что сегодня учитель:
1.Перегружен информацией. Нет времени сосредоточиться, вникнуть в новый материал. Оценить его и понять, как методически вставить в образовательный процесс. Это не делается механически.
2.Задавлен бюрократически. Даже темы "Разговоров о важном" спускаются "сверху". Как бы учитель сам чего "лишнего" не удумал.
Удачи!
Сергей 
 

Похожие статьи:

Золотая библиотекаСоциалистический реализм - это когда страна на пике истории

НовостиЕлена Безбородова. По обе стороны окна

НовостиСиняя птица взмыла над Гжелью...

ГлавшколаЧто называется "Торговыми рядами"?

ГлавшколаЧтобы архитектура взошла на этой земле...

Комментарии (1)
Сергей Пимчев # 2 февраля 2024 в 05:41 0
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.